Версия для слабовидящих

ЦДТТ Брянской области

Государственное автономное учреждение дополнительного образования

"Центр технического творчества Брянской области"

Карта сайта Контакты Главная

Календарь

«    Июнь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Социальное партнёрство

  • В 2020 году в Брянском государственном техническом университете  была создана новая кафедра "Цифровая экономика" с целью подготовки кадров цифровой экономики, взаимодействия с предприятиями, приближая нынешних студентов к будущим работодателям.
    Подробности можно узнать из видеопрезентации https://vk.com/video-164663449_456239151?list=68fc9d96a3eb1168d7

Архив новостей

Июнь 2022 (6)
Май 2022 (14)
Апрель 2022 (17)
Март 2022 (16)
Февраль 2022 (15)
Январь 2022 (10)

Афиша

 

Афиша

Афиша

Авторизация

Опрос

Сколько времени вы проводите в интернете?

1 - 2 часа
3 - 5 часов
я живу в нем

Счетчики

Яндекс.Метрика
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску
| ДатаДата: 26-11-2014, 16:07

что 75% детей в 1 классе не могут вырезать простую фигуру по линиям, 64% не понимают, как можно сложить лист  бумаги пополам. А навык - проведение линии с помощью карандаша и линейки отрабатывается учителями на протяжении 2-3 лет обучения в начальной школе. А ведь все эти умения и навыки напрямую связаны с развитием ребенка. Специальными исследованиями Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных учёных     Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой, вот почему так важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.

Достижению этих целей способствует участие младших школьников в работе кружков начального технического моделирования (НТМ). Главная цель, которую ставят перед собой руководители кружков НТМ СЮТ г. Клинцы – это теоретическая и практическая подготовка детей к высшим ступеням технического. В процессе технического творчества учащиеся овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Как тонко подметил В. А. Сухомлинский: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда...".

Ребенку уже неинтересно вырезать из бумаги фигурки, ему нужно самому построить самолет или ракету, обязательно действующую. Дети начинают увлекаться конструированием с 8 – 9 лет, причем количество интересующихся техникой резко возрастает к 12 – 14 годам, а затем идет на убыль.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их производительность, продуктивность и устойчивость. 

Эту особенность детей хорошо знают опытные руководители технических кружков. Поэтому первое занятие они начинают не с рассуждений, что дети будут делать, какие правила поведения следует соблюдать в кружке и т. д., а прямо с изготовления простейших, доступных всем моделей, например с изготовления из бумаги путем складывания корабликов, самолетиков и проведения с ними соревнования.

Организуя работу кружков НТМ, СЮТ ставит перед руководителями этих кружков следующие задачи и цели:

  • Развитие интереса к миру техники;
  • Выявление способностей ребенка на ранней стадии развития для ориентации в направлении технического творчества;
  • Возбуждение потребности в получении дополнительных знаний для развития творческой личности;
  • Формирование эстетических и художественных черт личности через технический дизайн;
  • Выработка навыков планирования и конструирования через создание простейших моделей;
  • Формирование умений по принципу «от простого к сложному».

Начальное техническое моделирование — это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов, это процесс формирования у младших школьников начальных политехнических знаний и умений.

Специально занимаясь исследованием технического мышления младших школьников, ученые установили, что для них свойствен довольно широкий, но поверхностный технический кругозор: живость, чувственное содержание представлений, их изменчивость под влиянием наглядной ситуации, а наряду с этим недостаточная степень подлинной схематизации образов, диспропорция между количеством технических замыслов и уровнем успешности их реализации.

В технической творческой деятельности младших школьников работа может выполняться по образцу, шаблону, словесному описанию, но чаще всего по техническому рисунку, простейшему чертежу или собственному замыслу.

Первые поделки из бумаги, которые изготавливают дети – это простые работы на конусе. Несмотря на кажущуюся простоту, этот вид работы можно усложнять в зависимости от года обучения. Так дети первого года обучения могут выполнить котика, зайчика, собачку. Первую поделку выполняют все одинаково, отрабатывая последовательность шагов выполнения работы. Трудность вызывается склейка самого конуса. Нужно обращать внимание на аккуратность выполнения работы. При выполнении следующих работ дети должны сами выбирать цвет бумаги, элементы оформления работы. В конце занятия не следует забывать о проведении выставки работ, подведении итогов выполнения поделки.

Со второго года обучения работы усложняются, добавляются дополнительные элементы. Обучающиеся должны уметь работать с технологической картой. Так, например, при изготовлении ракеты технологическая карта пошагово объясняет, как выполнить изделие (фото).

Обучающиеся 3 года обучения выполняют не только сложные фигуры, но и создают композиции (фото).

 Как один из видов работы, который используется педагогами при  формировании навыков работы детей с инструментами, а также для активизации интереса к данному виду деятельности – работа с готовыми наборами для творчества. Начинать работу следует с самых простых образцов: бумажный телефон, мышка, свинка, домик. При проведении занятий для детей 5-6 лет желательно использовать сборные наборы без применения клея, на которых вначале можно отрабатывать навык составления изделия из его частей. По мере освоения детьми этого уровня сложности, следует приступить к изготовлению более сложных изделий. Разнообразие вариантов позволяет варьировать различный уровень сложности, исходя из  года обучения и уровня сформированности данных умений и навыков.

Работа с готовыми наборами используется не только в работе кружков НТМ начинающими педагогами, но и включена в разделы программы авто и судомодельного творческих объединений (фото) первого года обучения. Все это позволяет разнообразить виды работы и выявить тех детей, которым интересно заниматься именно бумажным моделированием. 

Начальное техническое моделирование – это лишь первое включение учащихся в конструкторско–технологическую деятельность, где графическая подготовка необходима, но осуществляется она не на специальных занятиях, а в процессе труда, то есть параллельно с формированием умения изготавливать изделие. И освоению подлежит только тот предельно простой графический материал, который нужен школьникам в процессе конкретной практической работы. Чтение и написание размеров – очень важная составная часть графической работы. Дети должны уметь правильно читать размеры на чертеже и техническом рисунке. От того, насколько правильно соблюдены правила постановки размеров, во многом зависит быстрота и точность чтения данного изображения, а значит, и изготовление самого будущего изделия.

Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения по данному разделу программы является выставка работ учащихся. Выставка – это одно из эффективных наглядных средств пропаганды технического  творчества детей, популяризация опыта работы лучших технических кружков. В 2013  году в городском краеведческом музее прошла выставка «Оружия Победы», на которую были представлены модели-копии, выполненные воспитанниками СЮТ на протяжении нескольких лет. В этом году мы провели выставку по бумажному моделированию, которая активизировала интерес школьников к занятиям этого вида деятельности. На ней были представлены такие номинации как «Фигуры», «Архитектура»,       «Наземная техника», «Корабли». Почетное место занимали модели-победительницы различных выставок и конкурсов. На зимних каникулах автомоделисты не просто представляют изготовленные бумажные модели, но и по условиям конкурса должны внести в них какие-то изменения, «составить» гараж моделей.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, хочется порекомендовать проведение массовых внеклассных мероприятий в форме праздников и утренников. Работая в контакте с учителями начальных классов, руководитель кружка должен подобрать тематику такого мероприятия, привлечь к подготовке и участию старших школьников. К празднику можно приурочить выставку работ учащихся, могут быть проведены мини- соревнования судо, -авто,- авиамоделистов, показательные выступления воспитанников.

 Традиционными для нашего учреждения стали, проводимые 23 февраля, соревнования по комнатным летательным моделям. Причем, в них могут принять участие и новички, только пришедшие в творческое объединение. Для них предусмотрен класс планер НТМ. Конечно, в сложных классах моделей, могут принять участие уже опытные авиамоделисты, так как изготовления моделей требует определенных умений. В прошлом учебном году команда СЮТ приняла участие во Всероссийских соревнованиях по комнатным летательным моделям, где наши участники могли посмотреть наглядно, на что им нужно ориентироваться. 

Статья подготовлена методистом

МБОУ ДОД «Станция юных техников» г.Клинцы

Сучковой Ириной Николаевной

Теги к статье: